Пошли вразнос: в Европе обвалилась ключевая отрасль экономики

Пошли вразнос: в Европе обвалилась ключевая отрасль экономики

Дзен

У европейского автопрома дела все хуже: резко упала прибыль, массовые сокращения персонала, перенос производств. Ведущие концерны не справились с высокими ценами на газ, растущей популярностью электромобилей и агрессивностью китайских конкурентов. Как разрастается кризис — в материале РИА Новости.

Первая ласточка

Еще осенью 2024-го в Volkswagen предупредили о возможности закрытия заводов в Германии. За пять лет капитализация немецкого автогиганта упала почти на треть.

Эксперты сразу заговорили о кризисе в отрасли. Теперь крупные игроки отчитались за год. Действительно, ситуация аховая. Так, прибыль BMW рухнула на 37%.

В компании объяснили: «Сказались сложные условия конкуренции, проблемы в макроэкономике, торговле и геополитике». Плюс американские пошлины, сохранение слабого спроса в Китае и другие неприятности.

У Volkswagen минус 33%, Mercedes-Benz — 40,5.

Предстоят масштабные увольнения. В Audi (входит в Volkswagen) к 2029-му работы лишатся 7,5 тысячи человек, что сэкономит миллиард евро в год. При этом с 2019-го уже уволили 9,5 тысячи, во всем концерне — 48 тысяч.

Издержки взлетели

Слишком велики издержки при слабом спросе и высоких ценах — особенно на фоне технологического отставания от китайских электромобилей и падения продаж бензиновых машин в КНР.

Ну и антироссийские санкции, обеспечившие заоблачные цены на газ. Удар крайне болезненный — и в самое неподходящее время перехода рынка на электромобили.

«Производство в Германии все менее рентабельно. Электричество в стране почти втрое дороже, чем в США и Китае, на 40% — чем во Франции, где наряду с традиционными источниками энергии продолжают активно эксплуатироваться атомные электростанции», — отмечает Руслан Пичугин, независимый эксперт в сфере частных инвестиций.

Структурные изменения

Трудности BMW, Audi, Volkswagen и других — не временные. Это следствие глубоких структурных изменений в отрасли, уверены эксперты. Автопром Германии десятилетиями держался на трех китах: премиальном качестве, глобальном экспорте и доминировании двигателей внутреннего сгорания. Сейчас все это подвергается серьезным испытаниям.

Переход на электромобили крайне затратен. Электрическая повестка загнала европейские бренды в ловушку.

«С одной стороны, ЕС требует полного отказа от ДВС к 2035-му, а с другой, доходы по-прежнему зависят от продаж традиционных авто. Инвестиции в электромобили колоссальны, конкуренция с Tesla и китайскими компаниями (BYD, NIO) только усиливается. Это обязательно обернется дальнейшим урезанием расходов, то есть увольнениями и оптимизацией», — рассуждает Пичугин.

Читать также:
Дуров высказался о блокировке российских Telegram-каналов в ЕС

Погнались за китайцами

В то же время европейцы направили слишком большие ресурсы, субсидии и привилегии на машины с электродвигателями — в отчаянных попытках догнать Китай. И здесь тоже оказались меж двух огней.

Компании, отстающие от выполнения требования ЕС о нулевых выбросах CO2, вынуждены повышать цены на свои самые продаваемые модели с ДВС, чтобы субсидировать электромобили, говорит Сергей Толкачев, профессор кафедры экономической теории Финансового университета при правительстве России.

«Однако доля электромобилей даже сократилась — с 14,6% в 2023-м до 13,6% в 2024-м, хотя планировали 25%. В 2025-м рассчитывают на 20%, в КНР — на все 50. В итоге Европа сама душит свое производство с ДВС и, не рассчитав силы в соперничестве с китайцами, не способна выскочить вперед за счет электрокаров», — объясняет экономист.

К тому же в Старом Свете мало кто инвестирует в высокотехнологичную начинку автомобилей, признает Жорж Массинг, занимающийся проектом автономных систем управления Mercedes-Benz.

В компьютерном оборудовании, облачных сервисах — полная зависимость от Китая и США, уточняет Bloomberg.

Торговые конфликты

Огромный ущерб сулят и торговые войны между США, Китаем и Европой: автоконцерны — в очень невыгодном положении.

В прошлом году на США приходилось 13% автоэкспорта из Германии. А что произойдет после ввода 25-процентных трамповских пошлин? Пострадает не только немецкая «большая тройка», но и поставщики комплектующих (Bosch, Continental), а также менее крупные производители, такие как Renault и Stellantis, уверен Пичугин.

Ключевые рынки уже потеряны. Китай, выступавший главным источником роста немецких премиум-брендов, теперь предпочитает отечественную продукцию. Дорого обошелся и разрыв с Москвой.

Так, в общей сложности VW инвестировал в Россию около полутора миллиардов евро — это 15% запланированных ныне сокращений затрат, указывает Евгений Бабошкин, руководитель направления по развитию бизнеса «Прайм брокерский сервис».

А сейчас и американский рынок фактически закрывается.

В общем, подтвердить свою конкурентоспособность в трансформирующемся мире, справиться с геополитическими и экономическими вызовами — к этому европейский автопром оказался совершенно не готов.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Как соскочить с крючка. У Зеленского есть первые успехи

ДзенMaxTelegramДмитрий БавыринВсе материалы"Тогда он может продолжать бороться всем своим маленьким сердцем", — сказал президент США Дональд Трамп, отвечая на вопрос, что будет, если Владимир Зеленский откажется от американского мирного плана. Прозвучало угрожающе, а источники...

В Балтийском море начались военные учения стран НАТО

ДзенMaxTelegram В Балтийском море начались учения стран НАТО под руководством финских ВМС. Военные маневры Freezing Winds 25 будут проходить с 24 ноября по 4 декабря на южном побережье Финляндии, в Архипелаговом море и Финском...

Украина превращается в геополитический плацдарм, заявили в Турции

ДзенMaxTelegram Украина всё больше превращается в плацдарм в сложной геополитической партии, где решения о её судьбе принимаются далеко от её границ, а ключевые игроки преследуют собственные стратегические интересы, считает колумнист турецкой газеты Milliyet Озай...

СМИ сообщили об изменении плана США по Украине

ДзенMaxTelegram В рабочий план США по завершению конфликта на Украине внесли изменения после переговоров в Женеве, сообщает New York Times.«"Рабочая версия теперь отличается от той, что была опубликована в четверг в интернете украинским депутатом",...

Прекращение поддержки США ударит по разведке Украины, считают турецкие СМИ

ДзенMaxTelegram Украина рискует потерять значительную часть разведывательных данных, если США прекратят военную помощь, пишет турецкая проправительственная газета Hürriyet. Европа готовится к возможному прекращению поддержки Киева со стороны президента США Дональда Трампа, сообщила в понедельник...