Дзен
Возвращение преподавания церковнославянского языка в общеобразовательных школах расширило бы кругозор и языковой запас учащихся, способствовало нравственному воспитанию, сейчас этот вопрос обсуждают в Церкви на экспертном уровне, рассказал РИА Новости ректор Российского православного университета св. Иоанна Богослова, замглавы Всемирного русского народного собора Александр Щипков.
Он отметил, что церковнославянский язык преподавали в школах России, эту практику прервали после Октябрьской революции 1917 года, поскольку «большевики ломали идентичность русского народа и запретили преподавать церковнославянский, понимая, что это мощнейший механизм передачи культурного и духовного опыта».
«Сейчас мы с педагогами, филологами, лингвистами, философами, богословами обсуждаем концептуально, нужно или нет возвращать изучение церковнославянского языка в средней школе. С моей точки зрения, это необходимо. Естественно, потом нужно думать, в каких классах это делать, как составить программу, сколько отвести под нее часов, в каких регионах и как именно вводить, поскольку в многонациональной стране могут быть варианты преподавания в разных регионах, но это уже технические вопросы, следующий этап. А начинать нужно с концептуальных и политических решений – будем ли мы использовать церковнославянский как инструмент передачи тысячелетнего народного опыта или оставим все как есть. В Европе в 1960-е годы отказались от латыни, которая тоже была методом передачи их культурного опыта – результат налицо», — сказал Щипков.
По его словам, изучение церковнославянского языка важно для защиты идентичности русского народа.
«Если помимо политического, военного, экономического суверенитета в России заговорили о ценностном суверенитете, или, как написано в Стратегии национальной безопасности, о культурном суверенитете, мы должны понять, как мы этот суверенитет будем реализовывать? Язык – один из элементов передачи культурного опыта, культурного кода народа – и для верующих, и для неверующих людей. В основе русского языка – церковнославянский и древнерусский. Речь идет о передаче культурного опыта от древнейших времен до сегодняшнего дня – на этом зиждется идентичность народа», — считает Щипков.
При этом он подчеркнул, что преподавать язык нужно именно в школьном возрасте, потому что в этот период у детей формируется культурная идентичность и структурируется мышление. Также он привел мнение русистов, согласно которому, чем лучше человек знает церковнославянский, тем грамотнее пишет по-русски, кроме того, изучение церковнославянского «обогащает лексику, приобщает к нравственности, знакомит с русской традицией и культурой».