Алла Сигалова: «Искусство прекрасно тем, что в нем нет правил»

Режиссер, хореограф, актриса, профессор — о том, как возник замысел спектакля «Каренина. Процесс», почему каждый имеет право на интерпретацию произведения искусства, о критике и о новом опыте, полученном на съемках сериала «Балет»

Алла Сигалова: «Искусство прекрасно тем, что в нем нет правил»

Режиссер, хореограф, актриса, профессор Алла Сигалова

На малой сцене Театра Наций — премьера спектакля «Каренина. Процесс» по мотивам романа Льва Толстого «Анна Каренина». Автор инсценировки и режиссер — Алла Сигалова. В роли Анны Карениной — актриса театра и кино Софья Эрнст. Роль Алексея Каренина исполнит Игорь Миркурбанов, Алексея Вронского — Кирилл Власов. В роли адвоката — Николай Самсонов. Алла Сигалова играет роль прокурора. Еще одна новая роль Аллы Сигаловой — хореограф Рута Майерс в сериале «Балет». «Эксперт» поговорил с ней об этих работах.

— Как часто у вас бывает такая вовлеченность в проект, когда вы и автор инсценировки, и режиссер, и играете на сцене?

— Очень часто. Большинство своих хореографических спектаклей я делала именно таким способом. Я была на сцене, и вся постановочная часть была на мне. Только на сцене было не пять человек, а 338.

— В день спектакля вы занимаетесь еще какими-либо проектами?

— Если это главная роль, а это было очень часто, тогда весь день посвящен себе и подготовке к спектаклю. Но даже в этих ситуациях могут быть утренние репетиции — жизнь никто не отменял. Это и студенты, поскольку я заведую кафедрами в двух институтах, и какие-то другие вещи. Мой огромный опыт подсказывает, что можно сидеть и пылинки с себя сдувать и все равно оказаться неготовым. А бывает, что ты ничего специально не делаешь и оказываешься абсолютно готов. В этом случае работает механизм, который находится внутри тебя. И ничто, никакие отвлекающие моменты на эту подготовку не влияют. Это работа всегда идет независимо ни от чего.

Алла Сигалова и Софья Эрнст Источник: Пресс-служба театра Наций

— Это приходит с опытом?

— У меня всегда было умение концентрироваться на нескольких процессах одновременно. Не думаю, что это пришло с опытом. Это, скорее, свойство организма.

— «Анна Каренина» Льва Толстого — как в поле вашего внимания попал этот сюжет?

— Если бы я взяла Клейста, тогда ваш вопрос был бы уместен. Но я взяла Толстого. Его только ленивый не ставит и не пытается к нему приблизиться. Я всего лишь в огромной армии людей, которые пытаются взаимодействовать с творчеством Льва Толстого, и это нормально. Сколько спектаклей поставлено на этот сюжет и балетов, и фильмов, и мюзиклов!

— Есть режиссеры, которых как раз смущает то, что они оказываются в числе многих.

— Мне неинтересно перебирать, кто что сделал. Мне это безразлично. У меня своя дорога, свой путь и свое отношение к материалу, с которым я работаю.

— И все-таки, как вы пришли к этому сюжету?

— Для любой женщины это очень важный материал. Потому что ты начинаешь размышлять на темы любви еще с детских лет, и первая книга, которая тебе попадается, — это «Анна Каренина». С этой книгой ты проживаешь всю жизнь, периодически к ней возвращаясь. В рождественский день мы сидели с Соней [Эрнст] в кафе и поняли, что мы хотим что-то вместе сделать. Я говорю: «Может быть, “Анна Каренина”?» Соня говорит: «Какая потрясающая идея!» И через два дня я ей позвонила и сказала, что уже начала писать. Она удивилась, потому что думала: мало ли какие могут быть разговоры в кафе.

— С этого все началось?

— Я увидела героиню. Это послужило толчком. Потому что если бы не было героини, не о чем было бы разговаривать.

— Почему вы выбрали формат судебного процесса?

— Это классический жанр, к которому Толстой не раз обращался. Это и «Живой труп», и «Воскресение». До сих пор пишутся книги об «Анне Карениной». Это будет продолжаться бесконечно. Только в прошлом году вышло несколько невероятных книг с потрясающим анализом этого текста. И это будет всегда, потому что окончательных ответов нет.

— Как можно объяснить такой уровень интереса к роману, написанному полтора века назад?

— А что изменилось в человеческой жизни? Так же создаются семьи. Так же появляется кто-то третий, и тогда возникает вопрос, как жить дальше. Этот вопрос будет возникать, пока существует человечество.

Софья Эрнст Источник: Пресс-служба театра Наций

— Но у современной женщины по сравнению с героиней романа Толстого куда больше возможностей для выбора своей судьбы.

— Все несчастье в том, что люди, читающие этот роман, не знают контекста, в котором он был написан, и законов Российской империи того времени. Они менялись, но очень незначительно. Женщине, чтобы развестись, нужно было пройти муки тяжкие. Я прочитала законы и нырнула с головой в судебные разбирательства. Когда я показала эти документы артистам, они были шокированы. Повторю: проблема романа в том, что его читают вне исторического контекста. А для Толстого, если мы еще вспомним его переписку с женой, вопрос о том, что такое семья, чрезвычайно важен.

— У персонажей в спектакле эффектные костюмы. Допустимо ли это интерпретировать как намек на то, что сюжет разворачивается в ирреальном пространстве?

— Зачем нужно, чтобы я давала наставления для просмотра? Вот зачем?

— Хочется понять ваш замысел.

— Мой замысел к вам как зрителю отношения не имеет. У вас есть собственный культурный опыт и образование, определяющие уровень вашего личного восприятия. Я не вставлю вам свою голову и свое сердце. Вы все равно будете воспринимать этот спектакль по-своему. Прелесть любого театрального, кинематографического, музыкального произведения в том, что каждый может его трактовать, исходя из своего понимания жизни и жизненных законов.

— Мне интересен ваш взгляд.

— Зачем? Я же не учитель. Своим спектаклем я все сказала. Смотрите, воспринимайте, спорьте друг с другом. Это уже ко мне никакого отношения не имеет.

— Можно ли через этот спектакль понять вас лично?

— Разные люди будут разбирать спектакль и меня тоже. Но это ко мне не имеет никакого отношения. Это ваше. Говорите что угодно. Какое мне до этого дело? Вот мы с моим любимым человеком, допустим, приходим послушать концерт Рахманинова и потом говорим об этом. И он воспринимает музыку одним образом, а я другим. Он слышит одно, я — другое. У меня нет желания научить его слушать как я. Тем и прекрасен зрительный зал, что там сидят разные личности с разным уровнем образования, разным опытом и различными возможностями восприятия. Нельзя превращать зрительный зал в однородную массу. Это ужасно! Это ваша ошибка!

Софья Эрнст и Игорь Миркурбанов Источник: Пресс-служба театра Наций

— Вам нужна обратная связь по поводу того, что вы делаете?

— Нет. Работа над спектаклем окончена. Предположим, вы мне скажете: «Здесь хотелось бы зелененького». Хорошо. Сделай свое и добавь зелененького. О чем можно говорить? Все! Птичка вылетела.

— Для чего существует критика?

— Я не знаю. Наверно, просто этим людям нравится писать об этом.

— Скорее всего, так и есть.

— Но меня это не заботит.

— Но адресаты критических посланий в том числе и создатели спектакля.

— Вы пишете, когда спектакль уже вышел. Какой в этом смысл?

— Вдруг какой-то смысл, который вы хотели донести, не считывается?

— Вполне возможно. Это моя ошибка.

— По той или иной интерпретации вы можете понять реакцию, которую провоцирует спектакль.

— У всех разная реакция. Почему вы мерите реакцию зала по себе?

— Это свойство человека. Хотя я, конечно, понимаю, что моя реакция только моя и больше ничья.

— Это какая-то глупость, вам не кажется? Вы ставите себя во главе всего зала. Будто бы ваше мнение единственное и неопровержимое. Как так? А рядом сидит человек, и у него другое мнение.

— И другой критик, у которого тоже есть своя версия происходящего на сцене.

Читать также:
Яркое лето в Москве гарантировано: мюзиклы в Театре МДМ, День защиты детей и премьера мистического спектакля о любви

— Почему вы говорите про критиков? Мы работаем не для критиков, а для нормальных зрителей.

— Критик тоже зритель, единственное его отличие — то, что он умеет формулировать свои впечатления от увиденного.

— А почему вы считаете, что другие не умеют формулировать?

Алла Сигалова в спектакле «Каренина. Процесс» Источник: Пресс-служба театра Наций

— Критик на этом специализируется.

— У меня на спектакле было двое известных ученых. Не буду называть их имена. Это крупные психологи. Я послушала и того и другого. Абсолютно разные мнения. И это классно. Они гениально формулируют.

— Критик расшифровывает язык образов, на котором театр говорит со зрителем.

— Я столько раз сидела в ряду критиков на гениальных спектаклях. И критики спали один на этом плече, другой — на другом. А потом они писали рецензии: один — разгромную, другой — восторженную. Я старая умная черепаха. Я все это уже проходила. Что вы хотите мне доказать?

— Я предлагаю вам диалог.

— Спрашивайте.

— Какого эффекта вы ждете от спектакля «Анна Каренина»?

— Еще когда я жила в Ленинграде, я пошла на фильм «Зеркало» — мне было лет шестнадцать, наверное. Мне врезалось в память, что к концу сеанса в зале осталось человека четыре. Я слишком давно живу и слишком много видела.

— Кино может выйти слишком рано, когда зрители еще не готовы к его восприятию.

— Со спектаклем может произойти то же самое.

— Но кино может дождаться своего зрителя, тогда как спектакль рассчитан на реакцию здесь и сейчас.

— Бывает, что спектакли опережают свое время. Это было со спектаклем Пины Бауш «Весна священная». Она привезла его в Авиньон, и ее закидали помидорами. То же самое было с Морисом Бежаром.

— Вы готовы идти на такой риск — ставить то, к чему зритель еще не готов?

— Когда ты работаешь, ты не думаешь, как это оценят и как это будет понято. Ты пишешь как дышишь. Начиная репетицию, я же не думаю: а как это оценит Пупкин, который придет на спектакль двадцать седьмого числа? Вы слишком хорошего о себе мнения. Я делаю только то, что сама считаю нужным.

— С учетом вашего мастерства и опыта вы же можете просчитать реакцию зрителя?

— Я этим не занимаюсь. Только на последних репетициях я понимаю, кто из моих друзей может это так оценить, а кто-то так. Я могу смотреть на спектакль глазами друзей, которых очень хорошо знаю.

— Все-таки есть люди, к мнению которых вы можете прислушаться?

— Мне никто ничего не высказывает. Никогда.

— А друзья?

— Если они хотят, то они могут со мной поговорить. Но это будет уже после того, как я спектакль закончила. Мнение этих ученых мне было интересно. Я узнала от них очень много нового: потрясающие вещи, связанные с психическими заболеваниями. Они всем персонажам поставили диагноз. Я ничего про это не знала.

— Как вы оцениваете ситуацию, когда в произведении возникает смысл, которого автор не предполагал?

— Это нормально. Мы это знаем из истории театра, живописи и истории музыки, как это часто бывает. Делание спектакля, написание пьесы, литературного или музыкального произведения не рациональный процесс. И я тоже так работаю. Я слишком темпераментный человек. И я живу в соответствии со своим темпераментом, с которым не умею справляться.

— Вы человек, которому сопутствует успех.

— Получается, что так.

— Значит, вы знаете его формулу.

— Еще раз: мы не занимаемся рациональным делом. Мы же не в лаборатории сидим. Мы же не сотрудники какого-нибудь научно-исследовательского института. Особенно когда речь идет о человеке темпераментном, движимом какими-то импульсами.

— Как у вас сложился союз с Театром Наций?

— Я мечтала что-то сделать у Жени [Миронова]. Мне очень нравится этот театр. Я люблю Женю. Первый раз я с ним работала, когда он был еще ребенок в «Бумбараше» (спектакль Владимира Машкова «Страсти по Бумбарашу». — «Эксперт»). Это было тридцать лет назад. Я считаю его удивительным русским артистом без всяких оговорок. Мне хотелось попасть в его команду. Я счастлива, что могу быть рядом. Я воспринимаю эту возможность как подарок.

— «Страсти по Бумбарашу» в Театре Олега Табакова — один из примеров того, насколько работа хореографа может усилить спектакль. Почему отечественные режиссеры так редко прибегают к пластическому языку?

— То, что я уникальный хореограф, — это сто процентов. Я отталкиваюсь от драматического существования актера, ведь я сама актриса. А еще большинство режиссеров не чувствуют этой структуры. А Вова [Машков] очень хорошо ее чувствует. Он все выстраивает, отталкиваясь от этой структуры. Она становится толчком ко всему остальному. Это очень важно. Так же, как когда-то Роман Григорьевич [Виктюк] отталкивался от пластики. Это было главное. Но таких режиссеров очень мало.

— Почему все когда-то не захотели ставить спектакли как Роман Виктюк?

— Хотели, но ни у кого не получилось. И все опять вернулись в свои какие-то привычные структуры.

— Можно ли говорить о хореографии как о направлении, в котором театру есть смысл развиваться?

— Почему вы хотите что-то навязать. Театр такой разнообразный. В нем столько языков. Приезжаешь в Японию, на какой спектакль ни пойдешь — там одно, другое, третье, двадцать пятое. Думаешь: такой островок, а столько всего разного. Приезжаешь в Англию и думаешь: Боже мой, от самой чопорной классики до самого безумного авангарда. Почему вы хотите, чтобы были какие-то правила? Искусство прекрасно тем, что в нем нет правил. Если бы вы пришли к молодому Стравинскому и сказали ему: пиши по правилам. Что бы вам сказал Стравинский? Как вы думаете? Он бы вежливо встал, взял свою шляпу, поблагодарил бы и ушел. Другой мог бы сказать что-то неприличное.

— Не знаю, как бы ответил на этот вопрос Стравинский…

— Просто представьте.

— Я могу представить творческую личность, которая находится в поиске идей и формулирует свой запрос как «что бы такого сделать»…

— «Что бы такого сделать»! Вы думаете, что художник так рассуждает: что бы мне сделать такого эдакого? Как вы плохо знаете людей про которых пишете? Какой ужас! Они что? Коверные?

— Я думаю, что они разные. И у них бывают творческие тупики.

— Но никто из них не думает: что бы мне такого сделать? Чтобы что? Чтобы вы хорошую статью написали? Побойтесь Бога.

— Чтобы зритель пришел и посмотрел спектакль.

— Я не знаю таких людей. В моем кругу только очень талантливые люди. Я не знаю ни одного человека, кто бы так рассуждал.

— Как тогда формулируется этот запрос?

— Что значит «запрос»? Это слово из какого-то комсомольского словаря.

— Спрошу по-другому: как происходит творческий поиск?

— Об этом написано огромное количество литературы. Почитайте! Эту тему анализировали люди, которые в сто раз умнее меня.

— Что вам дал опыт съемок в сериале «Балет»?

— Я поняла, что очень хочу быть исполнителем, а не автором. Потому что это такое счастье, когда от тебя зависит только твоя работа, а обо все остальном думает Женя [Сангаджиев]. Режиссер отвечает за все, а ты отвечаешь только за себя. Это такое счастье. И когда я получила это счастье, я поняла, что я еще хочу такого счастья. Чтобы был режиссер, который рассказывает тебе, что ты должна сделать и как ты должна сделать. Ему можно что-то предложить, с ним можно подискутировать. Но ты понимаешь, что ты целиком и полностью в его власти. Находиться во власти талантливого человека — это такая редкостная для меня радость.

— И вы забыли про опыт и про то, что многое знаете?

— Да, да, да. Я была абсолютно ведомой. И с радостью это делала.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Эксперт назвала «коалицию желающих» по Украине бумажным объединением

Дзен "Коалиция желающих" слишком слаба и нерешительна, чтобы помочь Украине, Европе трудно достать необходимое Киеву оружие достаточно быстро и по разумной цене, считает старший научный сотрудник базирующегося в Вашингтоне аналитического центра Стимсона Эмма Эшфорд....

Евросоюз рискует исчезнуть, как Атлантида, считает венгерский министр

Дзен Евросоюз отступил не только от своих христианских ценностей, но и от истинной свободы слова и толерантности, и рискует исчезнуть, как Атлантида, заявил венгерский министр по делам ЕС Янош Бока. «"Брюссель сейчас отклоняется от...

Глава минобороны Британии анонсировал увеличение расходов на оборону страны

Дзен Министр обороны Великобритании Джон Хили заявил, что к 2034 году страна будет тратить 3% ВВП на оборону. В настоящее время Лондон тратит 2,3% ВВП на оборону. В конце февраля премьер-министр Великобритании Кир Стармер...

Швеция заморозила двусторонние контакты с Россией, заявил посол

Дзен Двусторонние политические контакты России со Швецией заморожены по инициативе шведской стороны, торговый оборот сокращается, культурные и спортивные обмены сведены к нулю, заявил в интервью РИА Новости посол России в Стокгольме Сергей Беляев. "Наши...

«В течение трех лет». В Италии предупредили об угрозе войны с Россией

ДзенЕвропа сознательно идет на эскалацию украинского конфликта, готовясь осуществлять поставки нового вооружения, чтобы оправдать свою тотальную милитаристскую стратегию, пишет итальянская газета IL Fatto Quotidiano."Как только российско-украинская война закончится, скорее всего, в ущерб Киеву, Европа...