Дзен
Северный морской путь развивается исключительно усилиями России и является ее национальным достоянием, а предстоящее 500-летие начала освоения Севморпути – это хороший повод обратить внимание на то, что Арктика неотделима от России, но в этом регионе многие страны могут вместе мирно выполнять экономические и научно-исследовательские проекты, заявил помощник президента РФ, председатель Морской коллегии Николай Патрушев.
Ранее президент РФ Владимир Путин своим указом образовал комитет по организацию празднования 500-летия начала освоения Россией Северного морского пути, его возглавил Патрушев, курирующий вопросы национальной морской политики.
Северный морской путь протяженностью более 3 тысяч морских миль (5556 километров) соединяет Баренцево море и Берингов пролив. Это кратчайший путь между Европой и Азией, а также самый короткий морской маршрут между Дальним Востоком и европейской частью России. Идея практического использования Северного морского пути, носившего до начала XX века название Северо-Восточного морского прохода, была высказана русским дипломатом Дмитрием Герасимовым в 1525 году.
«Юбилейная дата может стать хорошим поводом очередной раз обратить внимание на то, что Арктика неотделима от России… Северный морской путь развивается исключительно усилиями нашей страны и является нашим национальным достоянием», — сказал Патрушев в интервью журналу «Национальная оборона».
«Во все времена наша страна рассматривала северные земли и омывающие их моря в качестве составной части России, подкрепив свое право национальными законодательными актами и международными договорами. В настоящее время федеральные и региональные власти совместно с представителями науки, образования и бизнеса уделяют особое внимание реализации дополнительных мер по совершенствованию использования Севморпути», — отметил помощник главы государства.
По словам Патрушева, с 2025 года в рамках нового федерального проекта «Развитие Большого Северного морского пути» начинается формирование единого экономического и транспортно-логистического пространства, результатом которого будет обеспечение связанности территорий Северо-Запада Российской Федерации и Дальнего Востока, а также развитие транспортной безопасности РФ.
«Дальнейшие планы развития Севморпути будут рассмотрены, в том числе, Советом по защите национальных интересов Российской Федерации в Арктике, созданного в рамках Морской коллеги», — сказал Патрушев.
Среди важнейших задач, стоящих перед государством, является повышение конкурентоспособности Северного морского пути не только во внутрироссийском или региональном, но и в глобальном масштабе, отметил он.
«СМП – удобный путь для каботажных перевозок, где нет альтернативных маршрутов. Более того, перевозить грузы мы можем как с Запада на Восток, так и в обратном направлении. Имеются перспективы перевозки на соответствующих судах морских биоресурсов, выловленных в Тихом океане», — добавил Патрушев. По его словам, в ближайших планах – расширение возможностей морских портов и терминалов, как непосредственно вдоль Севморпути, так и в городах и населенных пунктах, где необходима перегрузка грузов с морского на речной и железнодорожный транспорт.
При этом Россия считает, что Арктика должна быть территорией мира, где многие государства могут совместно реализовывать экономические и научно-исследовательские проекты, использовать транспортный потенциал северных морей, подчеркнул Патрушев.
Что касается попыток милитаризации Арктики, то они «уже давно стали частью западной геополитической повестки», сказал Патрушев.
«Это прежде всего связано с нарастанием мировой конкуренции за природные ресурсы, что порождает глобальное экономическое противоборство и борьбу за новые транзитные маршруты», — пояснил он. «В связи с этим значимость богатейшего полярного региона будет только возрастать. К примеру, в Арктике располагаются такие запасы природных ресурсов, на фоне которых зачастую меркнут самые привлекательные месторождения в других регионах мира», — добавил Патрушев.