Полицейская статистика свидетельствует: только четверть от всех водителей такси ездят с полисом ОСАГО. У остальных он либо просрочен, либо оформлен неправильно, либо отсутствует вовсе. Между тем, в девяти случаях из десяти виновник автоаварии с участием такси – именно водитель машины с шашечками. Может ли пострадавший рассчитывать на компенсацию ущерба?
— Врезалась машина. Очень сильно повредился бампер, багажник и две фары.
Алла – с детства инвалид по слуху. На Третьем транспортном кольце в ее Skoda неожиданно врезался таксист. Разбил всю заднюю часть машины.
— Страховка у виновника была. Но как оказалось, липовая страховка.
— Поддельная?
— Да, поддельная.
Фальшивый полис страховая компания, разумеется, не приняла. Агрегатор такси компенсировать ущерб – примерно 230 тысяч – отказался. А виновник аварии скрылся.
— Водитель вам собирался компенсировать что-то?
— Нет. Мы писали по разным адресам, где он числится. Но письма приходили обратно, потому что там он не проживает, — поясняет пострадавшая Алла Шеметова.
— Куда ты уехал с места ДТП?
— Переставил машину вообще!
Машину Вадима на Садовом кольце Москвы тоже подрезал таксист. От удара ее отбросило на бордюр, пострадал бампер и колеса.
— Водитель пытался отъехать от места ДТП, переставить машину. Потом оказалось, что у него не было полиса ОСАГО, — рассказывает пострадавший Вадим Подольный.
Вадим решил, что судиться бессмысленно. Скорее всего, взыскать ничего не получится.
— Какова сумма ущерба?
— Суммарно 150 тысяч.
— Он даже не собирался платить?
— Он совершенно в открытую сказал, что у него нет ОСАГО, и он просто заплатит штраф, — отвечает на вопрос пострадавший Вадим Подольный.
Инспекторы ДПС ловят таксистов без страховки ежедневно.
— Документы ваши: водительское, на машину, страховка?
Ждать нарушителя пришлось недолго. Водитель уверенно протягивает полис инспектору. Но документ оказался просрочен.
— Нет страховки? Почему просрочен полис?
— Сделаю в ближайшее время.
Не успел купить, забыл продлить, нет денег – отговорки всегда стандартные.
— А если врежетесь в машину, кто возмещать ущерб будет?
— Это уже мои будут проблемы, — отговаривается водитель.
По словам экспертов, таксисты массово перестали покупать полис ОСАГО именно в этом году, когда выросли тарифы на страховку.
— К примеру, Toyota Camry – класс комфорт-плюс. Сейчас доходит стоимость (ОСАГО) до 65-70 тысяч за один автомобиль. В пересчете на 10 автомобилей – 700 тысяч. А есть компании, у которых 100-500 автомобилей, — подсчитывает руководитель службы эксплуатации таксомоторной компании Януш Пинтер.
Обычно на ОСАГО экономят водители-частники или небольшие таксомоторные компании. Ведь полис стоит дорого, а штраф за его отсутствие — всего 800 рублей. И когда такие машины попадают в аварию, страдают невиновные водители – чаще всего им же и приходится восстанавливать автомобили за свой счет.
А главное, даже если таксист захочет купить полис, страховые компании навязывают дополнительные услуги.
— Это самые высокие тарифы, которые достигают 50-60 тысяч. Он экономит на полисе ОСАГО, совершенно не задумываясь, что это его страховка. Он предполагает, что ему придется выкладывать деньги из своего кармана. Есть еще один вариант – уехать в страну, из которой он прибыл, и больше ни за что не отвечать, — перечисляет способы ухода от ответственности автоэксперт Ян Хайцеэр.
Есть у таксиста страховка или нет – пострадавшие узнают уже после аварии. В таких случаях поможет только полис КАСКО. У Вадима он был – страховая покрыла убытки. Алле пришлось ремонтировать "Шкоду" за свой счет. Отсудить компенсацию можно у таксомоторной компании. Но эта тяжба может длиться годами.