«В данном случае патриотизм не работает»: российские смартфоны так и не захватили рынок, в отличие от ноутбуков

После ухода крупнейших западных производителей с российского рынка в стране начали активно наращивать присутствие местные бренды. Значительно нарастили долю рынка ноутбуки, телевизоры, бытовая техника отечественных марок. И только в сегменте смартфонов до сих пор отсутствует положительная динамика, обращает внимание «Коммерсантъ».

«В данном случае патриотизм не работает»: российские смартфоны так и не захватили рынок, в отличие от ноутбуков

Массовый исход мировых брендов из России обозначился весной 2022 года, а уже к началу 2023 года телевизоры собственных торговых марок розничных сетей заняли более 20 % рынка; к концу 2024 года отечественные бренды ноутбуков стали показывать более высокие продажи, чем американские Dell, HP и Apple. Но в сегменте смартфонов доля российских марок так и осталась незначительной. С января по ноябрь 2024 года в России были проданы 27 млн смартфонов на 650 млрд руб.; за аналогичный период 2023 года это были 26,9 млн устройств и 587 млрд руб.; в 2022 году — 21,4 млн смартфонов и 484 млрд руб. Доля отечественных брендов на этом рынке составляет 0,8 % в единицах и 0,4 % в деньгах.

Российские смартфоны используются преимущественно в корпоративном сегменте клиентами на объектах критической информационной инфраструктуры, «где важна технологическая независимость как средство обеспечения безопасности данных», отмечают опрошенные «Коммерсантом» эксперты. Такую продукцию выпускает, в частности, компания «Аквариус» — её смартфоны поддерживают российские операционные системы, которые предлагают повышенный уровень безопасности, средства для корпоративного управления и контролируемые организациями мобильные службы; эти устройства производятся на предприятиях в Шуе и Твери. На массового пользователя рассчитаны смартфоны марок BQ, Digma, Fplus, DEXP, Fontel и Digma — они производятся в Китае работают под управлением Android и поставляются с интегрированными мобильными сервисами Google.

Китайская продукция стоит и всегда будет стоить дешевле российской, потому что выпускается в более крупных объёмах — из-за этого российские производители вынуждены пользоваться господдержкой: субсидиями на исследования и разработку, а также закупками госструктур. На массовом рынке потребитель, однако, не видит разницы между китайскими смартфонами и продукцией российских брендов, которая всё равно производится в Китае — поэтому выбор делается в пользу знакомых продуктов, и «в данном случае патриотизм не работает».

Более 90 % ввозимых в Россию смартфонов — продукция Xiaomi, Realme, Samsung, Apple, Huawei и Honor, а также относительно новых для страны брендов холдинга Transsion: Infinix и Tecno. Доля продукции из США и Южной Кореи по сравнению с 2021 годом снизилась в два или три раза; из-за американских санкций в России стала расти доля устройств, работающих на платформах без сервисов Google: Huawei HarmonyOS и AOSP. По итогам 2023 года доля таких устройств составила 7,9 % (2,3 млн единиц), а к 2030 году, считают аналитики, достигнет 15 %. Российские смартфоны проигрывают китайским не только из-за более высокой цены, но из-за более скромных технических характеристик; отечественные бренды не обеспечивают маркетинговой поддержки и качественной работы с розничными сетями — в итоге потребители не дают о них положительных рекомендаций.

Читать также:
Представлены глобальные версии Xiaomi 14 и Xiaomi 14 Ultra — цена от €999 и €1499 соответственно

Развитие отечественных смартфонов сегодня происходит преимущественно в корпоративном сегменте, который, впрочем, задаёт тон всему рынку. Не только бизнес-клиенты, но и потребители сегодня плотно увязли в инфраструктуре Apple и Google. «Для безопасного взаимодействия граждан, бизнеса и государства нужны собственные серверы и сервисы на территории России, полнофункциональные отечественные мобильные ОС, технологии российской аппаратной криптографии, то есть построение суверенной национальной системы мобильных коммуникаций и цифровых сервисов для всех категорий пользователей», — уверены эксперты. Чтобы нарастить продажи отечественных смартфонов, производителям необходимо системно менять подход к вопросам качества, цены и рекламы продукции. Отечественные бренды с высокой степенью локализации, однако, продолжат нарабатывать компетенции в сегменте госсектора. Этот опыт может пригодиться и в потребительском сегменте, если российские власти начнут ограничивать поставки смартфонов из Китая.

НОВОЕ НА САЙТЕ

Китай выбил Южную Корею со второго места на мировом рынке полупроводников

Исследование Корейского института науки, оценки технологий и планирования (KISTEP) пришло к выводу, что во многих важных секторах полупроводниковой отрасли Китай уже превосходит Южную Корею, включая и традиционно сильный для последней сегмент микросхем памяти. ...

Безлимитное хранилище энергии внезапно обнаружили в Европе

Аккредитованная ООН неправительственная организация Международное общество солнечной энергии (ISES) занимается вопросами возобновляемой энергетики с 1954 года. Имея колоссальный опыт в этой сфере, специалисты ISES видят выгоду там, где другим она кажется невозможной. У Европы...

В России представили устройства Aqara для умного дома — умные лампы, диммеры, датчики и не только

Aqara.ru, официальный дистрибьютор умных устройств бренда Aqara в России, представил для российского рынка интеллектуальные устройства для умного дома, которые расширяют возможности автоматизации и отличаются комфортным использованием, безопасностью и энергоэффективностью. Уже в апреле новинки поступят...

MSI официально подтвердила, что не будет выпускать видеокарты Radeon RX 9000

Представитель MSI в разговоре с Tom’s Hardware официально подтвердил, что компания не планирует выпускать видеокарты Radeon на архитектуре RDNA 4. Производитель на протяжении нескольких поколений видеокарт постепенно снижал интерес к решениям «красной» команды. ...

В Steam пройдёт закрытая «бета» Heroes of Might & Magic: Olden Era, причём уже очень скоро — как получить доступ

У тактической фэнтезийной стратегии Heroes of Might & Magic: Olden Era до сих пор нет даты выхода в раннем доступе, однако уже скоро фанаты смогут прикоснуться к будущему знаменитой серии. ...