Наказали сами себя? Власти Японии, запретившие поставку автомобилей в Россию, заставили страдать своих же бизнесменов. Они вынуждены терпеть колоссальные убытки. А как наш авторынок отреагировал на санкции? И почему эксперты считают, что запрет только улучшит ситуацию на российских дорогах и избавит нас от автохлама?
Бампер к бамперу на складе временного хранения во Владивостоке стоят горячо любимые приморцами японские автомобили. Ещё недавно любую из этих машин можно было беспрепятственно доставить в Россию. Теперь же попасть в нашу страну может далеко не каждая. Было бы у этого автомобиля на 100 "кубиков" побольше — он попал бы под запрет.
Япония ввела санкции в отношении нашей страны и с 9 августа перестала поставлять в Россию любые авто, объём двигателя которых превышает 1,9 литра, а также все гибриды и электромобили. О возможном запрете стало известно заранее, поэтому спрос на них в Приморье этим летом заметно вырос.
"Что касается нашего таможенного поста, то ежемесячная средняя нагрузка составляла порядка 10 тысяч автомобилей. А в июне и июле данное количество составило 17-18 тысяч автомобилей", – поясняет Алексей Горчаков, заместитель начальника таможенного поста "Морской порт Владивосток".
Сейчас ситуация, конечно, иная. Таможенный контроль проходят последние "Тойоты" – "Харриеры" и "Приусы", успевшие покинуть Японию до 9 августа. На крупном авторынке Владивостока – "Зелёном углу" – пока ещё можно найти машины, попавшие под запрет.
За несколько недель действия санкционных запретов знаменитый авторынок Приморья пока не опустел. Здесь до сих пор можно найти двигатель made in Japan помощнее или гибрид, но и заплатить за него придётся больше, чем раньше. Всё-таки товар становится дефицитным.
Специалисты, которые занимаются автоподбором, сейчас советуют брать машину под заказ. На рынке в стоимость транспорта заложен утилизационный сбор. Торговцы отдают на таможне сотни тысяч рублей. Но для физических лиц размер сбора ниже.
Как и положено в Приморье, этот автомобиль праворульный и изготовлен в Японии. А самое главное — не попал под санкции. Значит такие машины и подобные ей до сих пор можно заказывать с аукционов.
Но обращаться нужно только к проверенным дилерам. В прошлом году импорт б/у автомобилей побил все рекорды. Этим начали пользоваться мошенники. Сообщники брали деньги с покупателей, а затем, ссылаясь на большие очереди в порту и на таможне, не отдавали автомобиль новым владельцам.
Российский авторынок, в частности приморский, для Страны восходящего солнца — один из крупнейших для продажи недорогих подержанных машин. Сбывают и откровенный автохлам. Наши коллеги из программы "Расследование Эдуарда Петрова" рассказывали о дельцах, которые во время морского путешествия разрезали кузова праворульных иномарок, оформляли их, как автозапчасти – для экономии на уплате пошлин, а затем сваривали в гаражах. На дороге же распилы становились настоящими гробами на колесах.
В Приморье действовали многочисленные кустарные мастерские. Где руль, установленный справа переставляли на левую сторону, без гарантий безопасности. Историю японских машин трудно отследить. С помощью поддельных документов скрывалась информация об авариях и автомобилях-утопленниках. Ну, а вообще у японцев принято часто менять автомобили из-за строгих правил эксплуатации.
"Дело в том, что их налоговая и прочие схемы, что содержать автомобиль с каждым годом становится всё дороже. И пятилетний автомобиль становится часто такой ношей, что японцы стараются после пяти лет однозначно избавиться от автомобиля, а пробег у него ещё небольшой, он ещё свежий", – отмечает Игорь Моржаретто, автоэксперт, заместитель главного редактора журнала "За рулём".
Поэтому ограничение вывоза не вызвало восторга у японских бизнесменов, которые привыкли зарабатывать огромные деньги на поставках автомобилей в Россию.
Деятельность японских компаний, которые занимаются поставками автомобилей на российский рынок, делится на два главных периода – до и после 9 августа 2023 года, когда Токио ввел новые санкции против нашей страны, запретив продавать в Россию автомобили с объемом двигателя больше 1,9 литра. До этого момента российские дальневосточные порты оставались лидирующим направлением для судов с автомобильными грузами из Японии.
По статистике, ежемесячно в Россию поставлялось в среднем 25-30 тысяч машин стоимостью более 200 тысяч иен – 1,5 с лишним тысячи долларов (включая подержанные и новые). И это – без учета совсем дешевого сегмента с автомобилями стоимостью в несколько сотен долларов. По поставкам б/у машин Россия занимала для японских продавцов первое место из порядка 100 стран, куда осуществляются поставки из Японии.
Даже после февраля 2022 года, когда Токио начал вводить санкции, подключившись к экономической войне Запада против нашей страны, ситуация практически не изменилась. Машины закупались на аукционах и в дилерских центрах, переправлялись в порты и шли напрямую, главным образом во Владивосток.
Скажем, один из крупнейших поставщиков японских подержанных автомобилей за границу компания "Автоком Джапан" (на нее приходилось 10 процентов поставок в Россию) до конца июля этого года отгрузила свыше 20 тысяч автомобилей.
Как нам сообщили в этой компании, после объявления о новых санкциях, главная задача состояла в том, чтобы успеть отправить грузы в Россию грузов до 9 августа. Большинство крупных поставщиков с этим справились, те, кто не успел, сталкиваются теперь с серьезными проблемами.
По словам наших источников, японские власти ведут жестокий контроль за тем, чтобы блокировать пути обхода этих ограничений. Скажем, в случае выявления схем – например, попыток поставить подпадающие под санкции машины с двигателем больше 1,9 литра через третьи страны, рискуют лишиться лицензии. Поэтому желающих рисковать – найти сложно. По крайней мере, в ближайшие месяцы российский потребитель точно будет отрезан от возможности заказывать из Японии привычные для нашего Дальнего Востока авто, в том числе любые виды "гибридов" и электрокаров. Введя автомобильные санкции против России, японское правительство, ударило прежде всего по собственному бизнесу.
В лице России поставщики в итоге потеряли примерно 70 процентов крупнейшего рынка сбыта подержанных автомобилей. Впрочем, оставшиеся 30 – это не так уж мало. Россия как покупатель по-прежнему входит в первую "десятку", а число японских бензиновых моделей, которые не подпадают под новые ограничения, превышает полторы сотни.
Возвращаемся в Россию. Мы побывали на авторынках нескольких крупных городов, где у жителей пользуются популярностью праворульные японские машины.
Владивосток, Иркутск, Хабаровск и Новосибирск. Среди торговцев нет паники. Они распродают то, что успели привезти до запрета и подстраиваются под новые обстоятельства.
По мнению депутатов Госдумы, освободившуюся часть рынка спокойно займут автомобили из Китая.
"Вот если вы сейчас выйдите на улицы Москвы — вы увидите, как за год изменилась картинка на наших дорогах. Половина автомобилей китайских, мы даже марки эти не знаем, потому что их так много развелось всего лишь за один год. Пройдёт ещё год, и ситуация поменяется кардинально", – уверен Дмитрий Гусев, первый заместитель председателя комитета государственной Думы по контролю.
А это значит, что российский рынок не испытает глобальных проблем из-за новых санкций. Автомобилисты Дальнего Востока, конечно, почувствуют определённый дискомфорт. Но приморские предприниматели не теряют времени даром уже находят новых поставщиков.
"Сегодня у нас обрабатывается судно "Урал". Он привёз 520 китайских машин. Это свежая поставка, наверное, самая большая, которая здесь была. С Японии у нас идут машины, которые не попали в санкционный список, с Китая идёт всё подряд", – рассказал Иван Мироненко, генеральный директор ООО "Владивостокский Автомобильный Терминал".
Пока большая часть поступающих автомобилей китайского производства – абсолютно новые, без пробега. Но авторынки и мелкие дилеры уже задумываются на счёт того, чтобы наладить поставки и подержанных авто из Поднебесной.